Автоматизация торговли

Автоматизация розничной торговли — это комплекс мероприятий, включающий внедрение специализированного оборудования и программных продуктов для значительного повышения эффективности деятельности торгового предприятия. Наиболее популярными проблемами в розничных магазинах являются медленное и некачественное обслуживание покупателей, отсутствие достоверного учета товародвижения, неграмотное управление ассортиментом и ценообразованием, оседание товара на складе, злоупотребления и ошибки персонала, хищения товара. Это далеко не весь список рисков, с которыми приходится сталкиваться магазину. И самое верное решение в данной ситуации — комплексная автоматизация торговли.

Эффект от внедрения автоматизации торговли

  • Лояльность всех покупателей значительно увеличится, благодаря повышению скорости и качества обслуживания. -Привлечение большего количества покупателей за счет внедрения дисконтных систем, бонусных программ и прочих систем лояльности.
  • Проводить учёт товара, следить за товарооборотом станет предельно просто, это займёт минимальное количество времени. Инвентаризация будет производится значительно чаще и быстрее. Легко контролировать остатки товара и вовремя восполнять ассортимент.
  • Эффективная работа с поставщиками: уникальные механизмы оформления документов при расчетах с поставщиками, автоматизированная система формирования заказов, контроль хода и результатов заказов.
  • Управление торговли станет значительно проще. Можно будет использовать множество возможностей, чтобы провести чёткий анализ торговли: собирать статистику о продажах, регулировать ценообразование и проводить маркетинговую политику.
  • Контроль за действиями персонала и процессами в торговом зале. Любые действия сотрудников будут зафиксированы программным продуктом и системой видеонаблюдения.
  • Автоматизацию магазина невозможно провести без установки аппаратного и программного обеспечения в комплексе. Комплексная автоматизация торговли делится на решения фронт офис и бэк офис. Решения фронт офис — это комплекс аппаратных и программных продуктов, предназначенных для учета продаж. Решения бэк офис — это комплекс оборудования и программного продукта, обеспечивающий формирование товародвижения в магазине или сети магазинов.

Программное обеспечение

Программное обеспечение класса «фронт офис» позволяет решать задачи автоматизации рабочего места кассира с использованием широкого спектра оборудования.
Программный продукт «фронт офис» должен отвечать всем необходимым требованиям предприятия:

  • выполнять различные виды регистрации товара: по штрих-коду, по свободной цене, при помощи «горячих» клавиш, регистрация возврата и.д.;
  • применять скидки и надбавки: ручные, автоматические, скидки на сумму чека, скидка на позиции, бонусная и дисконтная системы и т. д.;
  • выполнять операции с открытыми и закрытыми чеками;
  • формировать стандартные и расширенные отчеты;
  • работать с платежными системами;
  • взаимодействовать с товароучетной программой.

Программное обеспечение класса «бэк офис» разработано для автоматизации товарного и операционного учета на торговом предприятии.
Программный продукт должен выполнять следующие операции:

  • общие функции учета: ведение партионного учета, учет в разрезе доп. характеристик, по серийным номерам и т.д.;
  • типовые операции учета: поступление и возврат товара, ценообразование, оптовая и розничная реализация, инвентаризация и т.д.;
  • заказы поставщикам
  • учет денежных средств;
  • формирование отчетов;
  • обмен данными с бухгалтерскими программами (1с)
  • возможность выгрузки документов в конфигурации и системы на базе 1с (в частности выгрузка в 1С:Бухгалтерия предприятия

Рекомендуемое оборудование для эффективной работы торгового предприятия

Оборудование рабочего места кассира:

  • POS-система с программным обеспечением: монитор, системный блок, фискальный регистратор, программируемая клавиатура, считыватель карт, денежный ящик, дисплей покупателя;
  • Сканер штрих-кода ручной или стационарный;
  • Детектор банкнот

Оборудование рабочего места товароведа:

Оборудование для склада:

Прочее оборудование для магазина:

Как это работает

Процесс торговли включает в себя ряд последовательных операций, начиная от поступления товара в магазин, заканчивая продажей в торговом зале. Для того, чтобы автоматизировать большое количество процессов торговли и контролировать каждую операцию, необходимо использовать специализированное оборудование. При поступлении товара на склад магазина, оператор проверяет поступивший товар, формируя необходимые документы. Для контроля количества товара, действий сотрудника, для избежания ошибок, формирования документов и главное, чтобы не выполнять приемку вручную, целесообразно использовать терминал сбора данных. При помощи терминала сбора данных сотрудник оперативно сканирует товар, а терминал уже формирует накладные и передает данные в программу класса бэк офис (в программу 1с). Кроме того, терминал сбора данных используют при проведении инвентаризации. Исключая ошибки и злоупотребления персонала, терминал позволяет быстро проинвентаризировать склад и торговый зал и организовать безошибочный учет товаров. Если товар поступил без маркировки, то решить данную задачу позволяет оборудование для маркировки, к примеру, принтер этикеток (для печати самоклеющихся этикеток) и аппликатор этикеток (для быстрого нанесения этикетки на товар). После приемки товар перемещается либо в зону хранения и подготовки к продаже либо в торговый зал для продажи. В торговом зале для весового товара устанавливают весы. В зависимости от формата торговли, весы могут быть напольные, настольные или весы самообслуживания. Если в магазине есть собственный производственный цех, целесообразно использовать фасовочные весы. В торговом зале товар размещается на стеллажах, в холодильных аппаратах. Покупатель выбирает товар, помещая его в корзинку или тележку, направляется к кассовому узлу и выкладывает товар на транспортерную ленту. Кассир быстро сканирует товары, спрашивает у покупателя о наличии карты лояльности, получает деньги, проверяет наличные деньги с помощью детектора банкнот и выдает фискальный чек со сдачей. За быстрое автоматизированное выполнение кассовых операций отвечает POS-система. По сути, POS-система — это касса, способная выполнять операции продаж, хранить огромной справочник товаров, применять различные схемы лояльности, контролировать работу кассиру, формировать отчеты и обмениваться данными с учетной системой класса бэк офис. Данные о продажах с кассовой программы фронт офис передаются в товароучетную программу или конфигурацию 1с (бэк офис), в которой производится дальнейшая аналитика. В конце рабочей смены полученную выручку необходимо обработать. Для этого используют устройства для пересчета денег (счетчики банкнот, монет), для сортировки и фасовки денег (сортировщики банкнот, монет) и аппараты для комплексной проверки денег на подлинности (детекторы банкнот).

Магазины малого масштаба

Специфика

Магазины малого и среднего формата, с небольшой площадью, ассортиментом, включающим в себя товары повседневного потребления, с одним главным складом и главным офисом.

Особенности автоматизации

Для небольших магазинов важно сформировать четкий и безошибочный учет товаров и торговли, увеличить скорость и качество работы сотрудников, исключить кражи, контролировать работу персонала.

К требованиям автоматизации небольшого магазина можно отнести:

  • Кассовый бокс одинарный или двойной с транспортером с повышенной прочностью и износостойкостью
  • Полнофункциональная POS-система, фискальный регистратор должен иметь возможность быстрой загрузки чековой ленты, высокую скорость печати и рассчитан на большую нагрузку
  • К POS-системе подключается либо либо ручной либо стационарный сканер штрих-кода
  • В торговом зале весы самообслуживания
  • Для инвентаризации используется терминал сбора данных, принтер этикеток
  • Товароучетная программа класса бэк офис (на базе 1с) реализована в виде сетевого решения
10.png

Гипермаркеты и супермаркеты

Специфика

Магазины самообслуживания с огромной площадью, ассортиментом, несколькими складами и главным офисом

Особенности автоматизации:

В современных гипер- и супермаркетах обрабатывается огромный поток информации, для них требуется не только жесткий контроль над товародвижением, но и сильная система аналитики. Для супермаркета и гипермаркета необходима автоматизация, способная качественно и бесперебойно работать с огромным количеством товаров, с различными комбинациями скидок и систем лояльности, создавать подробные отчеты о продажах, товародвижении, вести взаиморасчеты с контрагентами, анализировать деятельность предприятия в целом.

К требованиям автоматизации сети магазинов можно отнести:

  • одинарный или двойной кассовый бокс с транспортером и посадкой фронт-фейс
  • мощная POS-система с установленной полнофункциональной кассовой программой «фронт офис», чаще всего фронтальные решения
  • сканер штрих-кода стационарный многоплоскостной (такой сканер максимально быстро и точно считывает штрих-код, независимо от положения товара по отношению к поверхности устройства), как правило дублируется ручным лазерным сканером
  • рабочие места кассиров оборудованы инфракрасными детекторами валют, рабочее место главного кассира — универсальным детектором, счетчиком-сортировщиком банкнот и счетчиком-сортировщиком монет, устройства должны справляться с высоким объемом обрабатываемой наличности
  • весовое оборудование, комплексы этикетирования для самостоятельного обслуживание покупателей
  • терминалы сбора данных, как правило, поддерживающие обмен данными в он-лайн режиме

Сеть магазинов

Специфика

Несколько или более магазинов, размещенных в разных районах города или разных городах, имеющие унифицированный ассортимент, централизованную закупку товаров, единую политику управления, логистику и учет.

Особенности автоматизации:

Комплексная автоматизация сети магазинов позволяет централизованно управлять данными из разных магазинов, иметь единую базу покупателей, внедрять программы лояльности, управлять ценообразованием и ассортиментом в разрезе всей сети и отдельного магазина, контролировать процессы товароодвижения и движения денежных средств, контролировать взаимоотношения с контрагентами.

К требованиям автоматизации сети магазинов можно отнести:

  • выбор торгового оборудования в зависимости от размера магазина (см. выше)
  • ПО на уровне бэк офис, которое поддерживает сетевые решения
11.png

Специфика

продуктовый магазин среднего и крупного формата, имеющий собственный цех производства: пекарня, кафе, кулинария и т.п.

Особенности автоматизации

При наличии собственного производственного цеха необходимо, чтобы программное обеспечение имело возможность калькуляции блюд, формировало технико-технилогические карты и рассчитывало себестоимость, учитывало обработку ингредиентов и разделку сырья на полуфабрикаты, формировало дополнительные отчеты (например, на списание товаров, блюд).

К требованиям автоматизации магазина с производственным цехом стоит отнести:

  • выбор оборудования в зависимости от формата магазина;
  • в производственном цехе в зависимости от задач устанавливают оборудование для взвешивания, маркировки и упаковки.

Непродуктовая розница

Специфика

Магазины одежды, обуви, детских и спортивных товаров, косметики, хозяйственных товаров и т.д.

Особенности автоматизации

Автоматизация магазина non-food включает в себя управление розничными и оптовыми продажами, организация работы с контрагентами, формирование заказов с поставщиками, управление товарооборотом, ценообразованием, внедрение систем лояльности, управление складом, получение аналитической отчетности.

К требованиям автоматизации непродуктового магазина стоит отнести:

  • торговое оборудование non-food
  • рабочее место кассира оборудовано POS-системой с ручным сканером штрих кода, и детектором валют (автоматическим, универсальным или инфракрасным);
  • рабочее место товароведа укомплектовано персональным компьютером или ноутбуком с установленной товароучетной программой;
  • на складе используется терминал сбора данных и принтер штрих-кода;
  • в магазине и на складе устанавливается система видео наблюдения.

Магазин одежды

12.png

Мы рассказали об основных вариантах автоматизации розничной и оптовой торговли, но в зависимости от формата магазина и требований клиента проекты адаптируются под задачи каждого конкретного пользователя.

Обращаем Ваше внимание, что компания «ШТРИХ-М» предлагает уникальную возможность — запустить «магазин под ключ», а это значит, что в рамках единого проекта, компания «ШТРИХ-М» может предложить Вам комплексный спектр услуг, начиная от проектирования торгового оборудования, автоматизации сферы торговли, монтажа видео наблюдения, до оказания услуг ЦТО с последующим сопровождением!


Не нашли ответ на свой вопрос?

Оставьте свои контакты и наши специалисты ответят на все вопросы!

Мы перезвоним вам в ближайшее время!

Возврат к списку