Правила маркировки автомобильных шин
Закон о маркировке шин
Действующие правила маркировки шин установлены Постановлением Правительства РФ №792-р от 28.04.2018 г. и Постановлением Правительства РФ №1958 от 31.12.2019 г. В нормативных актах определено, какие именно покрышки подлежат обязательной маркировке. И по каким правилам их требуется маркировать. Исходя из этих документов и ведутся работы по модернизации программ и внедрению нового оборудования.
Сроки внедрения
Переход на обязательное применение правил маркировки автомобильных шин проводился по схеме уже отработанной на других категориях товара. Так, с 01.12.2019 г. была объявлена добровольная регистрация участников товарооборота в программе через систему Честный знак. Такой подход дает возможность заранее заложить бюджет в модернизацию учетной системы предприятия, заменить устаревшее оборудование, программное обеспечение.
Последующие шаги:
-
01.10.2020 г. – у российских производителей и импортеров автомобильных шин появилась обязанность маркировки новой-ввозимой продукции. Оптовые компании стали передавать информацию о приемке и реализации покрышек в розничные сети, а последние фиксировать продажу конечному потребителю и списание в Честном знаке.
-
15.12.2020 г. – стала обязательной маркировка шин, купленных до 1 ноября 2020, т.е. до вступления в законную силу указанных выше Постановлений Правительства РФ. Но, по каким-либо причинам, ввезенным в страну позже. С этого дня оборот немаркированных шин запрещен (кроме розницы).
-
01.03.2021 г. – крайняя дата, когда было необходимо маркировать любые товарные остатки, нераспроданные до 15 декабря 2020 г.
Обязательным считается требование регистрации участников товарооборота автомобильных шин в системе не позже 7 дней с момента появления необходимости оборот данной категории продукции. На 2022 год никаких исключений по маркировке покрышек не появилось. Производители программ и складского оборудования полностью адаптировали продукцию под обновленные условия.
Схема движения маркированного товара
Основное, что дает маркировка шин – это контроль движения товаров с завода-изготовителя вплоть до реализации конечному потребителю. Цепочка начинает действовать с оператора ЭДО, который принимает сгенерированные производителем коды в единую учетную базу. Весь дальнейший обмен данными осуществляется в электронном виде.
Сначала информацию с отгрузочными документами передают дистрибьютору (оптовику). Затем ее передают розничным магазинам. Каждое звено передает «свои» коды оператору ЭДО, подтверждая отгрузку-приемку товара. Списание происходит по коду, сформированному ОФД после пробития кассового чека на конкретные единицы товара.
Санкции за деятельность без маркировки
Внедрение обязательной маркировки автомобильных шин привело и к распространению санкций за игнорирование законодательства. Так, частные лица, причастные к обороту товара без маркеров, штрафуются на сумму от 2 000 до 4 000 рублей. Чуть выше ответственность должностных лиц – от 5 000 до 10 000 рублей (в том числе и за производство). Максимальная ставка штрафа касается ИП, ООО, других юридических лиц, она составляет от 50 000 до 300 000 рублей.
Какие шины обязательно маркировать
Обязательной маркировке подлежат шины, эксплуатируемые на легковых, грузовых автомобилях, автобусах, троллейбусах. В эту же категорию попадают изделия, рассчитанные на транспорт, работающий в сфере сельского, лесного хозяйства, строительства, промышленности или горного дела.
Табл. 1. Коды товаров, подлежащих маркировке
Какие шины допускается не маркировать
Необязательна маркировка новых шин, если они предназначены для велосипедов, включая байки для спортивных гонок, авиатехники. Также в список не входят резиновые камеры, ободные ленты, взаимозаменяемые протекторы. И восстановленные шины, бывшие в употреблении. Или торгуют по старым правилам независимо от даты производства или ввоза в страну.
Куда наносить маркировку, ее содержимое
Формат обязательной маркировки колес определен Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Генерируемый код представляет собой буквенно-числовую последовательность, которую программным путем преобразуют в двумерный штрих-код Data Matrix.
Код маркировки шин включает:
-
Идентификатор применения – первые 2 цифры (01).
-
Код товара или GTIN – последующие 14 символов.
-
Еще один идентификатор применения – цифры 21.
-
Индивидуальный серийный номер – 13 символов.
-
Разделитель или непечатаемый машинный символ – код 29 по таблице ASCII.
-
Опять идентификатор применения – цифры 91.
-
Ключ проверки – 4 символа.
-
Group Separator – 1 символ.
-
Идентификатор проверки – цифры 92.
-
. Код проверки – завершающие 44 символа.
Наносят маркировку в виде этикетки с Data Matrix кодом на боковину или на протектор шины.
Работа с маркированными шинами
Перед работой с маркировкой шин в 2022 году необходимо пройти регистрации компании, закупить оборудование для печати этикеток, обновить программное обеспечение. К последнему относится установка последних релизов учетных программ, прошивка кассовых аппаратов. Остается обучить персонал новой схеме работы и промаркировать остатки, если этого еще не было сделано.
Регистрация в системе маркировки
Предварительно пользователь получает усиленную квалифицированную электронную подпись на носителе Рутокен. После ее оформления на рабочее место необходимо инсталлировать программы: драйвер ключа, СКЗИ, личный и корневой сертификат, плагин браузера для поддержки КриптоПро Browser Pro.
Последующие действия:
-
Пройти по ссылке https://markirovka.crpt.ru/register и кликнуть «Проверить».
-
Выбрать действующую электронную подпись, указать телефон и Email для связи.
-
Нажать «Отправить заявку» и дождаться письма с подтверждением (приходит до 24 часов).
Остается пройти по высланной ссылке и внести данные – кем является компания, изготовителем или импортером, наименование оператора ЭДО вместе с ID. Также указывают группы продукции, с которыми компания работает, и он состоит в ассоциации «GS1 Рус». Если да, то внести GSP и GLN, оформить профиль и подписать согласие с условиями оператора.
Изготовители и импортеры маркированных шин
С завода-изготовителя не должно отгружаться ни одной шины без маркировки. Поэтому требуется оборудовать каждое рабочее место, касающееся учета готовой продукции, сканерами штрих-кода, печати этикеток. И предварительно зарегистрироваться в системе Честный знак, чтобы на момент оформления партии товара у предприятия уже был доступ к единой базе.
Схема работы производителя:
-
Заказывает код маркировки в Честном знаке.
-
Печатает этикетки и клеит их на товар.
-
Отчитывается о количестве шин, введенных в оборот.
Импортер предоставляет контрагентам распечатанные этикетки или шаблоны в электронном виде. Во втором случае каждый дистрибьютор выполняет печать самостоятельно. Но отчитываться в ЭДО необходимо импортеру, сразу после отгрузки-приемки очередной партии товара. По необходимости производитель или импортер формирует коды для транспортной упаковки.
Оптовые продавцы маркированных шин
Оптовикам подключение к ЭДО нужно, чтобы отправлять электронные УДО с кодами розничным продавцам, кто вознамерился купить шины с маркировкой. В отгрузочные документы вносится тот перечень кодов, согласно которому продукция была фактически отгружена покупателю. Оператор ЭДО принимает данные только с электронной подписью и самостоятельно передает их в Честный знак после подтверждения получателем.
Приемщики маркированных шин
Принимать товар получится только при наличии подключения к ЭДО и системе маркировки, чтобы иметь возможность отправить перечень кодов фактически принятой продукции. Их рекомендуется считывать непосредственно с этикеток, а не только ориентироваться на счет-фактуру, переданную от поставщика.
Если количество соответствует документам, можно подтверждать УПД, чем принимающая сторона берет на себя ответственность по дальнейшему товарообороту. При недостаче или пересорте лучше дождаться исправления документации или отказаться от приемки партии. Хотя есть возможность подтвердить получение без проверки.
Розничные продавцы маркированных шин
Розничным продавцам понадобится сканер для считывания 2D-кодов. Их устанавливают на складе и на кассе, чтобы обеспечить сквозной учет маркированных шин вплоть до их списания по единой базе. Также понадобится обновить прошивку кассовых аппаратов и убедиться, что ОФД, с которым заключен договор, поддерживает передачу кодов маркировки.
Реализация осуществляется традиционно: кассир сканирует код, товар автоматически добавляется в кассовый чек. После фискализации и передачи данных оператору ОФД последний отчитывается перед системой маркировки, чтобы конкретные единицы товара были списаны из базы. Скорость оформления чеков не зависит от наличия в нем кода маркировки.
Оборудование для внесения и проверки маркировки
Первое, что понадобится участникам товарооборота маркированной продукции, это современные программы, поддерживающие работу с этикетами нужного формата. Речь идет как о возможности распечатки, так и чтении, автоматической привязки отсканированных кодов к конкретному УДО. Печатать этикетки приходится не только оптовикам и производителям (импортерам). Например, в случае плохой читаемости их меняют и розничные предприятия.
Примеры оборудования для работы со штрих-кодами:
-
2D-сканеры – проводные и беспроводные.
-
Терминалы для сбора данных – автономные, компактные.
-
Принтеры этикеток – универсальные, под разные форматы ленты.
Отдельно позиционируют мобильные приложения. Их разрабатывают компании, предоставляющие доступ к учетным базам, в том числе «облачным». Такие решения позволяют проводить приемку, инвентаризацию, отгрузку товаров при помощи обычного смартфона. Встроенной камеры вполне достаточно для считывания штрих-кодов.
Часто задаваемые вопросы
Обязательно ли использование сервиса ЭДО?
Да, он необходим для передачи сведений о смене собственника товара, отправки УПД клиентам до поступления продукции в розничную сеть.
Как маркируют колеса в сборе?
Шины, реализуемые в составе другого товара, например, колес в сборе маркировать не нужно. Но предварительно их выводят из оборота с отметкой «цели, не связанные с продажей».
Как продавать шины через интернет-магазин?
Приемку осуществляют по стандартной схеме. Из оборота их выводят до доставки потребителю, на момент отгрузки со склада.
Что делать юр. лицу, которое покупает шины оптом для собственных нужд?
Существует 2 варианта списания товара из базы системы маркировки. Можно возложить операцию на покупателя, он самостоятельно выводит шины из оборота «для собственных нужд». Или сделать это силами продавца, в его базе указывается, что клиент не подключен к ГИС МТ и приобретает товар не для перепродажи.
У Вас остались вопросы о маркировке шин? Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами!
|
|
Товары
- Комментарии