Розничная торговля - что такое розница
- Что такое розница
- Отличия оптовой и розничной торговли
- Функции и принципы торговли в розницу
- Формы розничной торговли
- Типы магазинов розничной торговли
- Как работают розничные магазины
- Особенности ценообразования
- Как контролировать работу розничной точки
- Системы учета
Что такое розница
Розница — это продажа штучных товаров через обычные и интернет-магазины, рынки, салоны, кафе покупателям-физлицам для их личных целей. Контроль за целью использования покупки не входит в компетенцию продавца. Его задача – досконально соблюсти правила продажи товаров и получить прибыль.
Еще одна немаловажная особенность розницы — требования к торговой точке, в которой происходит товарно-денежный обмен. Они подразумевают следующее:
-
Размещение рядом с большим потоком людей, например, в спальном районе, у остановки общественного транспорта;
-
Доступность товаров – их легко найти и выбрать;
-
Наличие необходимого торгового оборудования;
-
Использование современных приемов маркетинга и мерчандайзинга;
-
Строгий бухгалтерский учет закупок, хранения и реализации;
-
Разнообразие ассортимента;
-
Соответствие противопожарным и санитарным нормам.
Предприятия розничной торговли могут быть малыми, средними, крупными. Но, независимо от размера помещения и оборота денежных средств, все они работают по единым правилам. Они касаются взаимодействия с покупателями, контролирующими органами, соблюдения санитарно-гигиенических норм, ответственности за качество товара.
Отличия оптовой и розничной торговли
Оптовая продажа, в отличие от розничной, предполагает реализацию однообразного ассортимента крупными партиями в коммерческих целях.
Основные различия опта от розницы:
-
Цели. Оптовые закупки производят для дальнейшей перепродажи. Цель розницы – реализация конечному потребителю, который использует покупку не для предпринимательских целей.
-
Объемы. Оптовики закупают товар в больших количествах, чаще всего непосредственно напрямую у производителя для последующей перепродажи. Розничные покупатели приобретают товары поштучно для личного пользования.
-
Документация. Покупателем опта являются предприятия и предприниматели, они оплачивают покупку по счету безналично – через банк. Это требует оформления платежных и приходно-расходных документов, учитывающихся в бухгалтерском и налоговом учете продавца и покупателя. В розничной торговле самое главное выдать покупателю кассовый чек вне зависимости от того оплачена покупка наличными или банковской картой. В своей бухгалтерии продавец делает соответствующие бухгалтерские проводки и оформляет списание проданной продукции со склада. Покупатель ничего не оформляет.
Функции и принципы торговли в розницу
Розничные торговые организации реализуют товары, предназначенные для семейного или личного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Такая форма торговли называется ритейл.
Ритейлеры выполняют следующие функции:
-
Изучают запросы потенциальных покупателей и определяют спрос;
-
Формируют ассортимент на основе полученных данных;
-
Предоставляют покупателям всю необходимую информацию о товаре;
-
Побуждают производителей выпускать товары, пользующиеся спросом;
-
Обслуживают и консультируют покупателей в соответствии с требованиями закона «О защите прав потребителей».
Розничный бизнес — это постоянное и тесное взаимодействие продавца и конечного потребителя. Функции и служебные обязанности продавца зависят от формы продажи товаров. Во многих крупных супермаркетах предусмотрено самообслуживание с оплатой покупок через платежный терминал или кассу - к специалисту обращаются только для консультации и/или оплаты. В мелких магазинах все функции по обслуживанию возложены на продавца.
Виды ритейла
Существует несколько основных видов розничной торговли.
-
Продуктовая. Это самая популярная и стабильная форма, связанная с продажей продуктов питания. На ней мало отражаются политические и экономические кризисы, поскольку продукты питания относятся к товарам первой необходимости.
-
Не продуктовая. Объектом продажи является вся непродовольственная группа. Часто не пищевую продукцию можно найти в больших и средних продуктовых магазинах. Это вспомогательные или сопутствующие товары. Например, посуда, упаковка, гигиенические принадлежности. Не продуктовый ассортимент гипермаркетов намного шире.
-
Уличная. К ней относится продажа товаров в условиях рынков, ларьков, павильонов, шатров, не имеющих статуса стационарной торговой точки.
-
Стационарная. Продажа товаров осуществляется в специально оборудованном для этого помещении с витринами, стеллажами, холодильными установками, складом, вентиляцией, канализацией, водопроводом и отоплением.
-
Онлайн-ритейл. Розничная торговля через интернет-магазины, страницы в социальных сетях.
Часто предприниматели открывают сеть магазинов с единой системой закупки, учета и логистики. Это позволяет сократить издержки и наценку, что выгодно сказывается на отпускной цене. А это уже существенное конкурентное преимущество.
Основная задача розничных продаж — контроль баланса между спросом и предложением и извлечение из него прибыли. Его несоблюдение неизменно ведет к убыткам. Если потребители не смогут удовлетворить свои потребности, они будут искать другие магазины. Постепенно клиентская аудитория сократится, и торговую точку ждет разорение. Очень важно не только поддерживать актуальность ассортимента, но и грамотно информировать потребителей об его наличии.
Формы розничной торговли
В рознице очень большая конкуренция. Открыть собственный магазин может крупная ритейл-компания с огромными финансовыми возможностями или начинающий предприниматель с минимальным стартовым капиталом. Важно правильно найти свою нишу, подобрать ассортимент, рассчитать возможные объемы продаж и наценку. Это позволит найти своего покупателя вне зависимости от размера торговой точки.
Типы магазинов розничной торговли
-
Минимаркеты. Это продуктовые магазины чаще всего в спальных районах или вдоль автострад с площадью до 400 кв. м.
-
Супермаркеты, универсамы. Они занимаются продажей товаров первой необходимости. Отличаются широким ассортиментом, демократичными ценами. Среди них особняком стоят дискаунтеры, реализующие технику, одежду, обувь, продукты по ценам ниже среднерыночных. В среднем площадь таких торговых точек — до 3 тыс. кв. м.
-
Гипермаркеты. Отличаются большой площадью – свыше 3 тыс. кв.м. и широким ассортиментом: от продуктов питания, одежды, обуви до канцелярии, бытовой химии и косметических средств. Обычно строятся в отдалении от других объектов торговли и имеют хорошую транспортную доступность.
-
Специализированные розничные магазины. Их особенность – узкий ассортимент: только молочные или мясные продукты, только сыры или кондитерские изделия. Зато здесь можно гарантировано получить профессиональную консультацию, заказать нужный товар.
-
Торговые комплексы. Это торговые площади, на которых размещаются мелкие и крупные розничные точки по продаже товаров и оказанию услуг.
Чаще всего розничные покупатели выбирают продуктовые магазины недалеко от дома. В супермаркеты и гипермаркеты выбираются пару раз в неделю – чаще всего в выходные дни.
Как работают розничные магазины
Правила розничной торговли часто меняются. По состоянию на 2022 год розничные точки обязаны соблюдать следующие правила.
-
Неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических норм, особенно при продаже продуктов питания. Проверяющие оценивают состояние системы вентиляции, водопровода, канализации, освещения, отопления. Обязательно должны соблюдаться правила товарного соседства, условия хранения продукции и сроки ее годности. Все работники должны иметь санитарные книжки и опрятный внешний вид в соответствии с санитарными правилами и нормами.
-
Соблюдение правил пожарной безопасности не только в помещении, но и на прилегающей территории.
-
Ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с положениями НК РФ, законом о бухучете, действующими ПБУ. Требуется правильно заполнять приходную, расходную и кассовую документацию, а также вовремя предоставлять отчеты в контролирующие органы.
-
Вежливое и внимательное общение с покупателями, исходя из норм ФЗ-2300-1 и постулата о том, что последние всегда правы.
Проверки предприятий розничной торговли контролирующими службами могут быть плановыми и внеплановыми. Поэтому в магазине всегда все должно быть безупречно – персонал всегда готов к встрече с самыми требовательным покупателем и с представителем надзорного ведомства.
Особенности ценообразования
Розничная торговля означает реализацию продукции через магазины покупателям – физическим лицам. Для их успешной работы кроме актуального ассортимента требуется штат работников, складское, торговое и кассовое оборудование, реклама и многое другое. Затраты на все это влияют на конечную стоимость товаров. Чем больше издержки, тем выше цена. Торговая наценка или маржа необходима для покрытия издержек и получения прибыли.
Размер наценки зависит от общего состояния рынка, объема, качества и статуса торговых площадей. Для ряда товаров и услуг предусмотрено государственное регулирование цен. Если реализуемая продукция не входит в регулируемый государством перечень, наценка может быть от 30 до 200%, а иногда и выше.
Правила учета в точках розничной торговли
Организация розничной торговли - многогранный процесс. За отсутствием достаточных средств предпринимателю часто самому приходится выполнять роль бухгалтера, товароведа, завхоза, кладовщика, продавца и других специалистов - во многие вопросы приходится вникать самостоятельно. Так работают мелкие торговые точки, уличные и автолавки.
Регистрация и контроль за деятельностью розничных предприятий всегда находится под пристальным вниманием государства. Жесткий контроль позволяет не только правильно построить работу магазина, но также удовлетворить потребности и соблюсти права покупателей.
Задачи учета в розничной торговле:
-
предупреждение воровства;
-
планирование объемов продаж и выручки;
-
учет товарооборота и контроль за остатками;
-
гарантия качества реализуемой продукции;
-
выполнение требований ИФНС и других надзорных инстанций.
Сегодня весь процесс описи и движения товаров автоматизирован, что значительно облегчает ведение учета. Но, для этого необходимо приобрести и освоить специальное программное обеспечение. Даже если торговая точка небольшая, ее деятельность необходимо постоянно контролировать.
Цели учета в магазине:
-
Сохранение и поддержание товарного вида и качества продукции;
-
Контроль за сроком годности;
-
Анализ объемов продаж по каждой товарной позиции;
-
Формирование актуальных остатков в натуральном и стоимостном выражении;
-
Объективное представление о реальной выручке, прибыли, спросе, предложении и клиентской аудитории.
Как контролировать работу розничной точки
За работу магазина полностью отвечает его директор, который делегирует часть своих полномочий заместителю, главному бухгалтеру и товароведу.
Этапы контроля:
-
Прием товаров, сверка соответствия продукции накладным, спецификациям, УПД;
-
Их размещение на складе с учетом норм хранения и товарного соседства;
-
Постоянный контроль качества, условий хранения, сроков годности до момента реализации или списания;
-
Передача продукции в торговый зал, ее выкладка на прилавки, контроль правил хранения и продажи.
-
Своевременное пополнение запасов с учетом спроса.
Хранение на складе организуется по партиям или товарным группам: либо вся одновременно полученная продукция хранится отдельно от ранее поступившей либо отсортировывается по категориям и сортам. Второй способ удобен для контроля товарных остатков, но не позволяет жестко отслеживать сроки реализации. В мелких магазинах используют партионно-сортовый способ хранения. В крупных — номенклатурный: каждому товару присваивается свой уникальный номер, который считывается сканером для передачи информации в электронную программу учета.
Системы учета
Автоматизированные системы учета помогают своевременно выявлять факты воровства, ежедневно сверять остатки, вовремя списывать неликвидные товары.
Для отслеживания товарооборота используют расчетно-кассовые документы, бухгалтерские отчеты. К первым относятся чеки. Их всегда два — один для покупателя, второй для продавца.
В кассовом чеке должна быть следующая информация:
-
название торгового предприятия;
-
стоимость товара или услуги;
-
сумма НДС и его ставка;
-
время и дата продажи;
-
перечень приобретенных товаров с количеством и ценой;
-
общая сумма покупки с учетом скидок и акций.
Бухгалтерские отчеты составляются по окончании отчетного периода и предоставляются в ФНС в срок ,установленный НК РФ.
Для составления бухгалтерского отчета применяют две формы. Первая (суммовая) представляет собой запись всех приходных и расходных операций. Ее используют в небольших магазинах, торгующих одеждой, косметикой, бижутерией. Аналитическая представляет собой составление детального электронного отчета. В нем указан вид сделки, наименование проданного товара, его количество, цена, производитель, вес, габариты, срок хранения.
Суммовой метод малоинформативный, аналитический требует много времени и специальных навыков для составления отчетов.
Автоматизация контроля движения товара в розничной торговле
Автоматизация учета требует серьезных денежных вложений, но позволяет значительно улучшить работу предприятия.
Автоматизированный контроль охватывает следующие этапы:
-
Прием товара на склад, его физическая сверка с сопровождающей документацией;
-
Внесение сведений о товаре в бухгалтерскую программу при помощи ручного сканера;
-
Оформление накладных для внутреннего перемещения товаров;
-
Их реализация при помощи современных кассовых аппаратов, которые считывают штрихкоды и товарные метки.
Современное торговое оборудование универсально – его можно установить в любом магазине. С программным обеспечением сложнее, оно имеет узкую специализацию. Нужно подбирать правильные решения в зависимости от ассортимента. Например, для товаров с обязательной маркировкой – одни требования, для продукции, не попадающей под обязательный контроль, другие.
Санкции за нарушения правил розничной торговли
В административном и уголовном законодательстве указаны все виды санкций, которые предусмотрены за неисполнение или ненадлежащее выполнение правил торговли.
-
Штрафы. Предусмотрены на нарушение санитарно-гигиенических норм, могут быть наложены на конкретного сотрудника или юридическое лицо. Сумма штрафа за каждый факт выявленных нарушений — от 500 до 200 тыс. руб.
-
Конфискация. Под нее попадает продукция, которую реализуют без необходимых разрешительных документов.
-
Общественные работы, арест, лишение свободы, конфискация имущества. Эти меры применяют при выявлении и подтверждении факта незаконной торговой деятельности.
Из-за постоянного ужесточения требований к технологическому оснащению торговых точек мелким ритейлерам все сложнее удерживаться на плаву. Не всем предпринимателям под силу расходы на модернизацию. Крупным предприятиям проще открывать новые магазины, которые удобны для покупателей и соответствуют актуальным требованиям. К тому же постоянно меняется законодательство. Все это необходимо учитывать при запуске и последующей работе розничной торговой точки.
У Вас остались вопросы о розничной торговле? Оставьте заявку и наши специалисты вас проконсультируют!
|
|
Может быть интересно:
- Комментарии