Кассы самообслуживания (КСО)
Что из себя представляет касса самообслуживания: принципы и особенности работы
Кассы самообслуживания – это оборудование для автоматической оплаты покупок на различных торговых точках, без участия кассиров. Автоматизированное устройство оснащено специальными командами, позволяющими реализовать запросы покупателя. Все необходимые манипуляции покупатель делает без помощи сотрудников – сканирование и взвешивание товаров.
КСО впервые разработали 30 лет назад. Постоянная модернизация и применение новых технологий сильно повлияли на функционал и внешний вид систем. В настоящее время автоматическая касса самообслуживания выполняет разные коммерческие задачи в сфере общественного питания и розничной торговли.
В зависимости от функционала и особенностей системы, программное обеспечение касс может различаться. Устройство содержит три блока – платежный модуль, механизм управления и обработки, а также контрольные весы, которые обеспечивают точные показатели от взвешивания.
Кассы самообслуживания бывают следующих разновидностей:
-
традиционные модели с возможностью одновременной оплаты и сканирования. Посетители сканируют продукты и вносят оплату по карте и наличными;
-
устройства с функциями заказа, оплаты и выдачи. К такому оборудованию относятся кофематы и вендинговые автоматы. При оплате в системе формируется отчетность;
-
возможность заказа с отсроченными оплатами – оборудование на автозаправках и в фастфудах.
У автоматических приборов предусмотрен механизм контроля краж. Покупатель сканирует товар, а затем система сопоставляет его с известным весом на этот продукт. Продукт кладется в пакет, под которым устанавливается весовая платформа. При несовпадении веса положенного и отсканированного товара выдается ошибка. Весы отличаются большой точностью до 5 грамм.
Кассы самообслуживания в России нельзя отнести к универсальному оборудованию, подходящему к любой розничной точке. Это скорее, как дополнение к стандартным кассовым аппаратам. Но при правильном применении такие системы способствуют увеличению выручки и помогают повысить пропускную способность.
Где использовать КСО
Итак, где есть кассы самообслуживания, где их лучше ставить. Оборудование КСО идеально подходит для продовольственных магазинов среднего и крупного формата – супермаркетов и гипермаркетов. Такие устройства не рекомендуется устанавливать в районах с большим количеством проходимости, например, на привокзальных территориях.
При размещении аппарата нужно учитывать навыки покупателей и скорость обработки заказов. Обычно у клиентов выходит сканировать медленнее, чем у кассиров. Эта разница не бросается в глаза при небольшом количестве товаров. Если у посетителя большое количество выбранных продуктов, ему нужно проходить через обычную кассу.
Крупные торговые точки размещают кассовые приборы не только на выходе, но и в залах магазина. Внутренние устройства часто ставят в отделах с готовой едой, чтобы покупатели могли перекусить выбранными и оплаченными продуктами, а затем продолжить покупки.
Особенности использования
Выясним, как пользоваться кассой самообслуживания. Стандартная конструкция представляет собой монитор, принтер, весы и сканер штрих-кодов. Для покупателей с картой предусмотрен Pos-терминал, а для оплат наличными предусмотрено приспособление для приема купюр и мелочи.
При выборе способа оплаты нужно обращать внимание на надписи на экране. В некоторых случаях может появиться сообщение о том, что система принимает только оплату картой.
Работа с кассой происходит по следующему алгоритму:
-
продукция выставляется на площадку с одной из сторон экрана;
-
на мониторе можно прочитать сообщение с предложением взять пакет. Покупатель может взять необходимое количество или вообще от них отказаться;
-
клиент каждый товар выкладывает на весы или подносит продукт к сканеру для считывания штрих кода. При использовании весов в меню нужно отыскать необходимый пункт, чтобы пробить товар;
-
все отсканированные товары перемещаются на отдельную платформу. На поверхности производится дополнительный контроль. Система проверяет общий вес купленных товаров и производится дополнительный контроль и сравнение с зафиксированными показателями. При разных показателях раздается звуковой сигнал;
-
покупатель заканчивает процедуру со взвешиванием и сканированием. На мониторе отображается общий счет;
-
затем вносится оплата картой или наличными.
В процессе работы с кассой могут возникнуть сложности. На витрине может быть указана одна цена, а система отображает другую. Трудности могут возникнуть и при приобретении алкоголя. Сначала необходимо сканировать штрихкод, а после этого акцизную марку.
При приобретении товаров по акции, цену часто нужно корректировать вручную. В этом случае может потребоваться помощь консультанта.
Какие задачи решает КСО
Установка касс самообслуживания позволяет решить следующие задачи:
-
проведение оперативных расчетов, минимизация рисков ошибок. Благодаря инновационным технологиям, оборудование наделяется высоким уровнем точности. Программное обеспечение способствует моментальному определению товарной позиции и правильному взвешиванию. При выборе не того товара ошибка распознается в секунды и быстро решается;
-
эргономичный подход к обустройству торговых площадей. Вместо одного традиционного кассового узла можно поставить 3-4 кассы самообслуживания;
-
оптимизация расходов на работу персонала. Применение устройств самообслуживания позволяет повысить пропускную способность и не привлекать лишних работников;
-
уменьшение очередей. Установка системы значительно снижает очереди в пиковые часы;
-
увеличение уровня продаж и степени лояльности покупателей. Клиентам нравится делать покупки быстро, а также иметь полное представление о приобретаемых товарах. Кассы самообслуживания способны удовлетворить эти потребности. В результате посетителей становится больше.
Чего нельзя делать с системой самообслуживания
При использовании автоматизированной кассы нельзя сканировать один товар, а в пакет класть другой. Вес каждого продукта фиксированный. При расхождении устройство подает сигнал. Нельзя складывать в пакет товар, который не был просканирован. Над кассой располагается камера, производящая слежение за покупателями.
Умные системы анализируют нестандартное поведение покупателя. Если оно не укладывается в рамки обычного алгоритма, поступает сообщение на пункт охраны.
Зачем внедрять кассы самообслуживания: преимущества для компаний
Применение касс самообслуживания имеет множество преимуществ не только для покупателей, но и для владельцев магазинов и других торговых точек. Стоит отметить следующие плюсы касс самообслуживания:
-
применение маркетинговых механизмов разного типа. В устройстве могут использоваться модули отчетности по бонусным программам, начисление кэшбека и демонстрация скидок на рекламу и товар;
-
возможности подключения разных вариантов оплаты. Предусмотрены варианты оплаты картой и наличными;
-
аппарат занимает меньше места, если сравнивать с традиционными кассовыми узлами. В результате компания может разместить больше агрегатов на той же площади;
-
возможности подсоединения периферии разного типа. В зависимости от назначения аппарата добавляется сканер штрих-кодов, pos терминалы и весы;
-
покрытие запросов покупателей. Комплекс из четырех приборов покрывает примерно 40 % от всего трафика в торговой точке. После установки системы происходит увеличение количества покупок на 7 %, благодаря простоте оформления заказа;
-
устройство способствует увеличению среднего чека, так как выводится реклама на экране, что облегчает решения о дополнительных покупках;
-
проведение регулярного мониторинга позволяет контролировать состояние системы и проводить анализ заказов и складских остатков.
В процессе установки кассового оборудования необходимо сразу убедиться в том, что все функции подключены. Поэтому внедрение системы следует доверить специалистам.
Почему покупателям нравятся современные кассы
Системы КСО стали появляться на территории нашей страны не так давно, но за это время успели хорошо зарекомендовать себя и встретить положительные отклики со стороны покупателей. В больших городах такой сервис предпочитают примерно 40 % потребителей.
Пользователи особенно отмечают следующие критерии:
-
нет очередей. Большие очереди в часы пик относятся к негативным факторам для многих покупателей. При использовании приборов самообслуживания очереди или совсем небольшие или полностью отсутствуют;
-
не нужно общаться с кассирами. Не все покупатели хотят отвечать на предложения по акциям или взаимодействовать с кассирами;
-
быстрое самообслуживание при небольшом количестве выбранных товаров. Покупатели могут выполнить покупку быстро и сэкономить время;
-
возможность личного контроля стоимости разных продуктов. Покупателям легче планировать траты. При работе с онлайн-кассой можно видеть итоговую стоимость выбранных товарных позиций, а также корректировать расходы.
КСО отличается большой автономностью, даже при незначительном опыте ксс самообслуживания. Современное оборудование пользуется спросом у потребителей в возрасте от 18 и до 35 лет. Многие отмечают удобство функциональных конструкций.
Трудности с кассами
КСО обладают большим спектром достоинств, но многим покупателям больше по душе традиционные кассовые системы, так как автоматизированные устройства они считают не такими удобными. При исследовании такие ответы дали примерно 30 % респондентов.
Потребители отказываются от касс самообслуживания по таким причинам:
-
сложность навигации по опциям и каталогам;
-
маленькие размеры платформ для упаковки и взвешивания товаров;
-
отсутствие возможности оплаты наличными средствами;
-
трудности со сканированием продукции;
-
непонятные инструкции на мониторе.
Но при необходимости все эти трудности легко решить. Для этого понадобится подключение к специальной периферии. Кроме того, помощь могут оказать сотрудники, дежурившие в зоне самообслуживания.
Где установить
Системы самообслуживания рекомендуется устанавливать для сетей супермаркетов и для фастфуда. Обустройство зон самообслуживания влияет на улучшение проходимости и повышение продаж. Автоматические кассы можно использовать на точках, работающих в формате cash&carry. Также системы с успехом применяются в аптеках, на заправочных станциях и на автомойках.
Целесообразность установки автоматизированных систем
Прежде чем устанавливать КСО, необходимо оценить ситуацию, насколько актуальна такая конструкция в конкретном месте. Специалисты проводят анализ с учетом таких факторов:
-
параметры торгового помещения и его форма. Это позволит оценить возможности для установки оборудования;
-
количество работников-кассиров;
-
виды применяемых касс;
-
обороты предприятия;
-
режим работы торговой точки;
-
анализ пиковых часов.
Важно оценить рентабельность установки автоматизированного оборудования. Торговые устройства обеспечивают комфортные условия для покупателей и ритейлеров – от покупок и до управления продвижением и продажами продукции.
Особенности внедрения касс самообслуживания
Чтобы обеспечить эффективность кассовых систем рекомендуется изначально контролировать грамотное внедрение. Поэтому установкой и запуском оборудования должны заниматься квалифицированные специалисты. В результате правильных действий будут созданы все условия для установки автоматизированных устройств, которая включает следующие этапы:
-
выбор подходящего программного обеспечения;
-
установка и настройка системы;
-
обустройство технической поддержки для пользователей;
-
подключение периферии;
-
обучение сотрудников;
-
разработка сопровождения проекта, а также обслуживание оборудования.
Полный комплекс услуг по внедрению кассовых аппаратов по обслуживанию и консультированию предлагает специализированная компания. Специалисты каждый проект адаптируют под специфику определенного торгового объекта. В дальнейшем покупатели повысят скорость сканирования. Клиенты смогут самостоятельно решить такие проблемы, как зачисление бонусов или замена товаров с испорченными штрихкодами.
В ближайшее время ожидается рост спроса на кассовое оборудование. Автоматизированные аппараты демонстрируют большие возможности в разных аспектах торговли – от создания комфортных условий для покупателей и до роста продаж.
У Вас остались вопросы о кассе самообслуживания? Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами!
|
|
Товары
- Комментарии