Маркировка питьевой бутилированной и минеральной воды в 2021 году
С 2020 года в России проводился эксперимент по маркированию бутилированной питьевой воды. По его результатам принято решение распространить подобную практику и сделать маркировку обязательной для всей продукции данной категории.
Законодательные основы и сроки введения маркировки
В Постановлении Правительства РФ от 31.05.2021 г. четко расписаны не только сроки, в которые должна проводиться маркировка питьевой воды, но и установлены конкретные правила для осуществления этого процесса.
Начинать проставлять специальные обозначения на товары данной группы необходимо последовательно, соблюдая следующие этапы:
- С апреля 2020 оп 1 июня 2021 года – маркировать бутилированную питьевую и минеральную воду предложено производителям некоторых регионов в качестве эксперимента;
- С сентября 2021 года – маркировка упакованной воды становится обязательной, производителям для этого нужно завести аккаунты в системе «Честный знак».
- С декабря 2021 года – вводится повсеместная обязательная маркировка минеральной воды на территории всей России;
- С марта 2022 года – обязательно нужно проставлять коды-идентификаторы на бутилированную питьевую воду прочих товарных групп;
- С сентября 2022 года – вводится требование обязательной передачи информации об осуществлении розничных транзакций;
- С ноября 2022 года – участникам рынка нужно непременно предоставлять данные об обороте продукции;
- С марта 2025 года – начало поштучного учета маркированной бутилированной воды.
Какую воду необходимо маркировать?
Знакомые с ситуацией эксперты рекомендуют в этом вопросе руководствоваться кодированием товаров в системе ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно правилам, маркировка распространяется на продукцию, в обозначении которой на первом месте кодировки указаны цифры 2201. К этой группе относится питьевая, природная минеральная или искусственно минерализованная вода с газами и без.
Проставлять идентификационные коды не нужно, если в составе продукта присутствуют ароматизаторы, подсластители, сахар или иные вкусовые и ароматические добавки. Также требование не распространяется на лед и снег.
Коды Data Matrix для бутилированной воды
Маркировка бутилированной воды осуществляется при помощи нанесения специального криптографического кода. Это сложная последовательность букв и цифр, преобразованная в двумерный код Data Matrix. Каждое такое обозначение хранит полный объем информации о продукте:
- первые 14 цифр кодируют сам товар;
- последующие 13 символов – уникальный ID, сгенерированный автоматически оператором либо участником оборота;
- далее идут еще 4 цифры, в которых содержится шифрованный ключ проверки, предоставленный оператором системы.
На период проведения эксперимента идентификаторы предоставлялись участникам бесплатно. Как только маркировка воды станет обязательной (с декабря 2021 г.), то их нужно будет выкупать у оператора системы «Честный знак». Стоимость одного Data Matrix не превысит 50 коп. без НДС.
Товарооборот питьевой бутилированной воды
Питьевая или минеральная вода, которая в последующем будет бутилироваться, то есть ее будут упаковывать в индивидуальную тару, должна вводиться в оборот по особой схеме. Здесь предусмотрены следующие этапы:
- Производитель посылает запрос в систему «Честный знак» на выпуск идентификаторов, затем упаковывает продукцию и полученные коды проставляет на бутилированные товары.
- В момент отгрузки компания-производитель формирует универсальные передаточные документы, куда заносятся все маркировочные коды, и по системе электронного документооборота передает их покупателю вместе с упаковками продукции.
- Дистрибьютор в момент получения продукции сверяет соответствие идентификаторов Data Matrix на товарах и в накладных, после чего вносит сведения в национальную систему.
- Розничный магазин, получая с оптовой базы бутилированную питьевую или минеральную воду, сверяет идентификаторы на упаковке и в УПД, если нет расхождений, то принимает партию.
- Кассир, отпуская продукцию розничному покупателю, считывает Data Matrix, в результате этого действия информация о продаже автоматически передается в систему «Честный знак», и бутылка минералки выбывает из обращения.
Штрафы за несоблюдение требований обязательного маркирования
Согласно Административному кодексу РФ, нарушители требований об обязательном маркировании минеральной бутилированной воды должны выплачивать крупные штрафы. Сумма, в зависимости от ситуации, различается:
- Юридические лица, которые упаковывают продукцию и не проставляют коды маркировки на товары, штрафуются на сумму от 50 до 100 тыс. рублей. Должностные лица – от 5 до 10 тыс. рублей.
- Компании, осуществляющие хранение, транспортировку, реализацию минеральной воды без идентификационных кодов, будут оштрафованы на сумму от 50 до 300 тыс. рублей, должностные лица – от 5 до 10 тыс. рублей.
Маркировка на стороне производителя
Для осуществления процедуры потребуется позаботиться о покупке соответствующего оборудования. Обязательно понадобятся:
- принтер для печати этикеток;
- считыватели двумерных Data Matrix;
- терминалы сбора данных;
- личный кабинет в системе «Честный знак».
Процесс маркирования выглядит следующим образом:
- Производитель запрашивает в национальной системе необходимое количество кодов-идентификаторов, упаковывает продукцию и наносит на бутылку этикетки с Data Matrix.
- Если требуется, то дополнительно можно создавать коды транспортных упаковок.
- В момент отгрузки товаров дистрибьютору осуществляется сканирование кодов, формируется пакет электронных накладных, все это передается оптовому покупателю.
Маркировка на стороне дистрибьютора
Для работы с Data Matrix дистрибьютору нужно подключиться к электронной системе документооборота, оформить защищенную цифровую подпись и купить оборудование для считывания двумерных кодов:
- сканер;
- терминал сбора данных.
Оптовые поставщики перед отгрузкой товаров розничным магазинам формируют универсальные передаточные документы, куда автоматически заносятся данные об идентификаторах. Через оператора электронного документооборота сведения передаются покупателю вместе с упаковками минеральной воды.
Приемка товаров в розничном магазине
Получив от оптовика документы и продукцию, розничный магазин сверяет соответствие идентификаторов. Если все нормально, то он принимает товары. Через оператора ЭДО информация об этом отправляется в систему «Честный знак», и Data Matrix становятся собственностью розничного магазина.
Для осуществления этих операций понадобятся:
- 2D-сканер;
- подключение к ЭДО;
- регистрация в информационной базе «Честный знак».
Розничная продажа через кассу
Перед началом работы с идентификаторами маркированной минеральной воды розничный магазин должен позаботиться о соблюдении следующих условий:
- проверить прошивку онлайн-кассы, при необходимости обновить ее;
- установить специализированное ПО или обновить его через авторизованные сервисные центры;
- приобрести 2D-сканеры;
- подключиться к ОФД и системе «Честный знак».
Процедура продажи оформляется следующим образом: кассир сканирует идентификатор на кассе в момент отпуска товара, код заносится в чек, оператор фискальных данных автоматически отправляет сведения о транзакции в национальную систему маркирования, после чего продукция выводится из оборота.
Маркировка импортной продукции
Минералка, изготовленные за рубежом и предназначенные для распространения на территории России, также подлежат требованию обязательного маркирования. Проставлять на продукцию идентификационные коды должны или производители, или импортеры перед таможенным оформлением.
У Вас остались вопросы о маркировке питьевой бутилированной и минеральной воды? Оставьте заявку и мы свяжемся с Вами!
|
|
Товары
- Комментарии