Планировка магазина - виды и схемы планировки торгового зала
- Требования к форме торговых помещений
- На что обратить внимание в схеме планировки магазина
- Виды планировки торгового зала
- Требования к размерам проходов торгового зала
- Полезные хитрости планировки торгового помещения
Каждому розничному предприятию присущ собственный, индивидуальный облик. Этот образ магазина иногда складывается в сознании покупателей непроизвольно, в результате длительного пользования его услугами. Однако в значительной мере определенное представление о магазине может быть сформировано руководителями посредством определенных организационных мероприятий и маркетинговых усилий. Важными элементами целостного образа магазина, формирующегося в сознании покупателей и часто побуждающего его к определенным действиям (покупке), являются:
-
место расположения розничного торгового предприятия и доступность его для покупателей;
-
наличие и набор дополнительных услуг (например, удобная, хорошо освещаемая и охраняемая автостоянка);
-
архитектурное решение фасада здания;
-
удобная внутренняя планировка;
-
привлекательный интерьер.
Требования к форме торговых помещений
Потенциальные возможности использования мерчандайзинга во многом определяются удобством планировки и способностью планировочных мероприятий выделить наиболее выгодные для магазина группы товаров с целью их успешной реализации. Распределение торговой площади магазина на секции в значительной мере формирует маршрут движения покупателей по территории магазина. Планировка торгового зала может быть самой разнообразной и часто не зависит от желаний и предпочтений розничного торговца. В идеальном варианте торговый зал должен иметь круглую или квадратную форму. Однако, как показывает практика, удобной и достаточно приемлемой для продажи товаров и обслуживания покупателей является прямоугольник с соотношением сторон 2:3 или 1:2 при высоте торгового зала 3,3 м. Более «вытянутые» торговые помещения снижают эффективность продаж и ослабляют мотивацию покупателей к совершению покупок. Общепризнанным фактом является утверждение, что в торговом зале оптимальной формы отношение его периметра к площади должно стремиться к минимальному значению. Реализация данного принципа в процессе проектирования розничного торгового предприятия позволит в дальнейшем уменьшить издержки обращения, ускорить процесс продвижения покупателей по торговому залу и улучшить психологическую атмосферу во время совершения покупок.
На что обратить внимание в схеме планировки магазина
Основной принцип планировки магазина — максимально возможное увеличение площади торгового зала, например, за счет использования современных систем контроля за товарными запасами и управления ими, либо за счет вынесения части технологических операций и работ за пределы магазина. При этом очевидно, что на размер торговой площади будут влиять широта и сортимента, средние габариты единиц товара и размеры торговой мебели, необходимого для выкладки товаров. Полезно также оценивать сезонные колебания в поставках и реализации многих товаров.
Основная задача планировки торгового зала — заставить покупателя пройти по всему магазину, рассмотреть товар и сделать покупку. Роль мерчандайзинга состоит в том, чтобы, учитывая профиль, размеры и месторасположение магазина, определить, какую технологическую планировку торгового зала следует использовать. Планировка магазина в значительной мере определяется количеством и принципами размещения отделов в торговом зале. В процессе планирования расположения отделов на торговой площади следует учитывать следующие факторы:
-
удобство работы для торгового персонала;
-
рентабельность;
-
возможность предотвращения хищений;
-
удобство для покупателей в процессе перемещения их по торговому залу и при просмотре товаров;
-
специфические свойства товара и степень привлекательности его внешнего вида;
-
сложившиеся традиции и др.
Наиболее трудная задача — привлечь покупателей в угловые части торгового зала. Покупатели всегда стремятся выпрямить углы и не заходят в них, если только там не продаются особенно притягательные товары. Одним из решений проблемы эффективного использования угловой площади является размещение там мелких отделов, которые покупатель сразу видит и узнает. В супермаркете это могут быть: винный отдел, секция деликатесных товаров, отдел по приготовлению салатов, цех по выпечке мучных изделий (они распространяют соблазнительные для покупателей запахи). Довольно часто в угловых участках выкладываются товары устойчивого спроса.
Виды планировки торгового зала
Существующие виды планировки торгового зала помогают в правильной организации пространства в магазине. Как результат, повышается коммуникативная функция, что отражается на увеличении объемов продаж. Для правильного составления схем планировки, мерчендайзеры рекомендуют учесть специфику товара, бренд (в зависимости от его узнаваемости), атмосферу торгового зала и другие определяющие факторы.
Основная задача: мотивировать покупателей к совершению покупки. По мнению экспертов, вытянутая форма торгового зала – не лучшее решение, что снижает эффективность продаж. Выбирая виды планировок торгового зала магазина, чтобы исключить ошибку, стоит предварительно составить схему.
Основные виды планировки торгового зала
Ниже представлены популярные решения, помогающие в правильной организации торгового пространства
План-схема расположения товаров в здании магазина: решетка
Планировка торгового зала решетка – это отличный вариант для аптеки или небольшого продуктового магазина. Основной упор здесь делается на удобство покупателей. Наличие свободных проходных зон между стеллажами открывает доступ ко всем представленным товарам, независимо от их расположения на полках. Дополнительный плюс: широкий обзор на все группы товаров. Начиная от ходовых продуктов и заканчивая бытовой химией или текстилем для дома.
Планируя расстояние между стеллажами, стоит учесть размеры тележек. Подход исключит возникновение препятствий и поможет тележкам покупателей разъехаться при встрече. Преимуществом оборудования план-схемы решетка выступает ее доступная стоимость. Для грамотного выбора стоит познакомиться с популярными разновидностями.
Виды планировки магазина:
-
прямая (плотное прилегание полок к стене и их направление по ходу движения покупателей);
-
поперечная (перпендикулярное расположение полок открывает широкий обзор на товары);
-
колосок (полки располагаются под углом, что помогает добиться поставленных задач: завести покупателя вглубь торгового зала или вывести его к выходу).
Независимо от выбора, план-схема решетка выступает одним из самых удачных видов расположения товаров в здании магазина, который рекомендуют опытные мерчендайзеры.
Система трек
Решение отлично подходит для большинства торговых залов: начиная от помещений небольшой площади до внушительных павильонов. Торговое оборудование здесь расставляется по периметру. Используются высокие стеллажи, что позволяет разместить максимум предлагаемых товаров. В центре зала устанавливается небольшое оборудование. Здесь мерчендайзеры рекомендуют выставлять ходовые позиции. Как результат, исключена загроможденность пространства и возникающие сложности с передвижением. Плюс: покупатели видят весь зал, что выступает дополнительным стимулом для покупок.
Главная цель трековой планировки торгового зала: мотивировать покупателей обойти все отделы магазина, даже, если изначально, это в планы не входило.
Произвольная планировка
Размещение торгового оборудования в свободной форме подходит для организации любого магазина. Здесь нет правил или концепций. Фактором, влияющим на выбор способа размещения полок и стеллажей, выступает площадь торгового зала. Основной упор делается на комфорт покупателей. Преимуществом произвольной планировки выступает возможность оперативно изменить положение торгового оборудования в зависимости от внедряемых дизайнерских решений.
Выставочная
Выставочная планировка торгового зала подходит для магазинов бытовой техники (показательный пример), где выставочные образцы продаются через прилавок. Важным моментом при организации пространства здесь выступает использование специального торгового оборудования: стойки, стеллажи, витрины и другие виды выставочных конструкций. Они располагаются вдоль стен, имитируя расположение скульптур или других предметов искусства в музее.
Выставочный тип расположения товара помогает рассмотреть его со всех сторон, не беря в руки. Удачными примерами выступает мебель, оборудование, инструменты, техника.
Линейное планировочное решение торгового зала
Линейная планировка торгового зала – это удачное решение для магазинов самообслуживания, где товары расположены на больших площадях. Торговое оборудование расположено строго под прямым углом к кассе. В зависимости от характеристик представленной продукции и ассортимента, оборудуется одна или несколько линий стеллажей. По мнению экспертов, линейная планировка – это наиболее рациональный способ расположения оборудования на большой площади, учитывая удобство для покупателей и демократичную стоимость реализации.
Боксовый план торговой площади
Боксовая планировка торгового зала пользуется популярностью при организации пространства магазинов, где продажи ведутся через прилавок. План позволяет разделить площадь на несколько зон, в зависимости от характеристик представленных товаров. Чтобы повысить комфорт покупателей, мерчендайзеры рекомендуют использовать информационные таблички и указатели в большом количестве. Это поможет правильно направить поток посетителей в изолированные боксы.
Смешанная
Смешанная планировка торгового зала подойдет для магазинов самообслуживания с широкими торговыми залами. Боксы разбиваются проходами, что исключает трудности со свободным перемещением по магазину. Для регулирования направления и концентрации потока людей можно изменить длину линий установки торгового оборудования. Важный момент: наличие информационных стендов, помогающих покупателям ориентироваться в магазине. Это важный момент, мотивирующий для посещения всех отделов торгового зала.
Правильная планировка торгового пространства, независимо от площади магазина и предлагаемого ассортимента, положительным образом отражается на увеличении объемов продаж.
Требования к размерам проходов торгового зала
Ширина проходов в торговом зале должна быть достаточной для того, чтобы обеспечить свободное беспрепятственное движение потоков покупателей. Минимальной шириной в настоящее время считается примерно 1,37 м; в крупных магазинах она составляет не менее 1,98 м (так как ширина закупочных тележек около 61 см). Чрезмерно широкие проходы нежелательны, так как это является бесцельной потерей торговой площади. Кроме того, если проход слишком широк, покупатели осматривают выкладку товаров только с одной стороны, а это означает, что им встречается вдвое меньше товаров, рассчитанных на импульсивную покупку, чем при оптимальной ширине прохода.
Размер проходов перед узлом расчета должен быть увеличен, чтобы покупатели, ожидающие расчета у касс, не мешали остальным осматривать и выбирать товар. Считается, что минимальная ширина прохода перед узлом расчета должна составлять 2,44 м. С увеличением площади магазина и его товарооборота этот размер также увеличивается.
На ширину проходов влияет не только специфическое поведение покупателей в различных зонах магазина, но также высота пристенных и островных прилавков-витрин, горок и стеллажей. Ширина прохода должна быть пропорциональна высоте оборудования и выкладке товара: чем выше прилавки и стеллажи, тем шире проход.
Полезные хитрости планировки торгового помещения
Следует учитывать субъективное восприятие покупателями плотности расстановки оборудования в торговом зале. Если покупатель видит, что площадь магазина плотно занята товарами, то для него это признак склада, соответственно и цены должны быть складские. Если в магазине просторно — для покупателя это признак элитной торговли. Правило такое: чем просторнее в предприятии торговли, тем выше можно ставить цены.
При распределении торговых площадей каждому товару выделяется место в соответствии с ожидаемым объемом продаж. Например, если предполагается, что в отделе молочных продуктом продажи товаров марки «Домик в деревне» составят около 5%, то им будет выделено около 5% общей площади на торговом оборудовании. Затем первоначальная оценка уточняется и может измениться.
Существует понятие точки продаж — места в торговом зале, где потребитель может увидеть товар и принять решение о выборе и покупке, то есть торговое оборудование (конструкция), предназначенное для демонстрации и отбора товаров. Это могут быть: стойки, горки, прилавки, прилавки-витрины, вешала, шкафы, напольные дисплеи, стеллажи.
Основная точка продаж — это место в торговом зале, где представлен весь ассортимент конкретной товарной группы (соки, пиво, минеральная вода, рыбные консервы и прочее).
Дополнительная точка продаж — это место, где продукция, представленная в основной точке продаж, размещается отдельно.
Для дополнительного размещения товара в торговом зале имеются следующие причины:
-
объемное представление товара. Большой объем выложенного товара создает впечатление повышенного спроса на этот товар и вызывает ассоциацию сравнительно низких цен. Напольные дисплеи, используемые для объемной выкладки товара, традиционно располагаются в проходах по ходу покупательского потока, и в секции, где расположена основная категория данного товара. Реже применяется размещение объемно представленных товаров у касс, так как большие размеры дисплеев создают неудобства для покупателей при расчете за товар;
-
размещение сопутствующих товаров рядом с основными, что позволяет увеличивать объем продаж тех и других;
-
рекламная выкладка или информация о новых товарах. В этом случае отдельное расположение товаров в наиболее заметных для обозрения местах сочетается с применением рекламных и информационных материалов;
-
расположение товаров, для которых проводятся специальные акции (дегустации, раздача образцов, консультации, лотереи и пр.).
Дополнительные места продажи необходимо располагать отдельно от основных, и друг от друга. В противном случае это место продажи становится продолжением основного и служит лишь местом хранения дополнительных единиц продукции. На дополнительных местах продажи необходимо располагать самые продаваемые позиции товарной группы, так как это увеличивает вероятность импульсных покупок. Всегда существует соблазн расположить на дополнительных местах продажи менее продаваемые позиции, чтобы избавиться от затаренности, однако, как показывает практика, это не позволяет продать значительное количество дополнительных единиц товара и, как следствие, является неэффективным использованием места в торговом зале.
У Вас остались вопросы по схемам планировки торговой площади? Оставьте заявку и наши специалисты вас проконсультируют!
|
|
Может быть интересно:
Товары
- Комментарии